Никого не удивляет ситуация, когда снежная масса на крыше заставляет нервничать, забираться на кровлю и убирать накопившийся слой снега. Даже если снеговая нагрузка рассчитывалась по максимальному значению при монтаже кровли, строительстве основания и каркаса крыши здания, в соответствии с рекомендациями СНиП 2.01.07-85, здравый смысл подсказывает, что не следует проверять справедливость формул на своем доме.
Для территорий с большим количеством осадков скатные кровли явно имеют преимущества перед плоскими конструкциями хотя бы потому, что большая часть снежной массы на больших углах наклона просто сдувается ветром или соскальзывает вниз.
Зачем учитывать давление снега?
Снеговая нагрузка, карта зонального распределения по территории Российской Федерации
Понятно, что на огромной территории Российской Федерации среднестатистическое количество осадков, в виде снега, существенно различается по регионам. По результатам многолетних наблюдений и вычислений, составлена карта территории страны, на которой указаны восемь различных зон по уровню снеговой нагрузки.
Таблица зонального распределения территории РФ по среднему значению снеговой нагрузки
Снеговые районы Российской Федерации | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII |
Расчетный вес снегового покрова Q на 1 м² горизонтальной поверхности земли, кПа (кг/м²) | 0,8 (80) | 1,2 (120) | 1,8 (180) | 2,4 (240) | 3,2 (320) | 4,0 (400) | 4,8 (480) | 5,6 (560) |
Снеговая нагрузка рассчитывается по формуле: S=Sg*m, где:
- Sg — расчётное значение веса снегового покрова на 1м. кв. горизонтальной поверхности земли, принимаемое по таблице;
- m – коэффициент перехода от веса снегового покрова земли к снеговой нагрузке на покрытие;
- расчётное значение веса снегового покрытия Sg принимается в зависимости от снегового района Российской Федерации.
Коэффициент m зависит от угла наклона ската кровли, при углах наклона ската кровли:
- меньше 25 градусов m принимают равным 1;
- от 25 до 60 градусов значение m принимают равным 0,7 (примерно, для каждого уклона свое значение);
- более 60 градусов значение m, в расчёте полной снеговой нагрузки, не учитывают.
Для простых зданий и построек снеговая нагрузка на плоскую крышу рассчитывается, исходя из прочности и несущей способности самого слабого звена конструкции:
- Расчет на излом или предельно допустимый прогиб плоского перекрытия крыши. Для железобетонных балок и каркасных несущих ферм, из которых сегодня очень любят строить всевозможные павильоны или торговые центры, давление от снеговой нагрузки определяют по максимально допустимому прогибу одиночного элемента перекрытия.
- Для простых конструкций плоской крыши, в которых относительно короткие и жесткие балки имеют запредельный запас прочности, расчет от снеговой нагрузки выполняют по величине устойчивости и несущей способности стен и вертикальных опор.
- В зданиях и постройках, обладающих избыточным запасом прочности, давление на поверхность крыши вследствие снеговой нагрузки берут в расчет для проверки локальной прочности рулонного мягкого покрытия.
На фото: обрушение крыши под тяжестью снега на Гомельщине. Стропильная система не выдержала нагрузки…
Важно! В последнем случае расчет полотна кровельного материала проверяется не по среднему значению прочности на разрыв, а именно в местах, где снеговая нагрузка действует в наиболее неблагоприятных условиях.
К таким местам относятся зоны примыкания к вертикальным стенам, участки, примыкающие к сливным отверстиям, вентиляционным выводам и аэраторам. В этих местах высота снежного покрова может увеличиваться в разы, соответственно, максимальное усилие разрыва, действующее на кровельное полотно, будет значительно выше среднего значения по крыше.
Условия, перечисленные во втором пункте, используются для навесов с плоской крышей, гаражей и хозяйственных зданий, в конструкции которых общий вклад от снеговой нагрузки в общую величину давления на вертикальные опоры или стены составляет не менее 20% от рекомендуемого запаса прочности.
Еще большее значение имеет снеговая нагрузка для каркасных построек на основе ферм, вертикальных стоек и балок перекрытия, изготовленных из металлопроката без использования бетонных отливок. В этом случае расчет выполняется по устойчивости сварных пролетов и всего здания под максимальной величиной снеговой и ветровой нагрузки. Сведения о толщине и мощности снегового покрытия выбираются из данных метеорологических служб за последние пятьдесят лет.
Как рассчитывается снеговая нагрузка?
Несмотря на то, что скатные конструкции кровли имеют определенные преимущества перед плоскими вариантами, в любом случае выполняется расчет давления на несущие элементы крыши в результате возникновения снеговой нагрузки. Цель расчета — определить ориентировочный средний размер стропил в зависимости от общей массы кровельного пирога, снеговой и ветровой нагрузки.
Стандартный подход в определении величины нагрузки площади ската требует выполнения следующих расчетов:
- Определяется максимальная высота снегового заряда на крыше и его вес на единицу площади крыши;
- По рекомендациям и нормативам СНиПа определяют коэффициент уменьшения давления на скатной поверхности в сравнении с плоской крышей, при этом качество и шероховатость кровельного материала в расчет не принимают, используется только угол наклона кровли;
- Перемножая массу на коэффициент уменьшения и площадь поверхности, получают давление от снеговой массы, передающееся на стены и фундамент. Но этой величиной только оценивается снеговая нагрузка, она не используется для точных расчетов.
Важно! При этом в стандартном способе расчета принимается, что снеговой покров распределен равномерно по всей плоскости крыши.
Как и для плоских вариантов крыш, нагрузку от снеговой массы на скатных конструкциях можно посчитать с помощью программы – калькулятора, в ней содержится много поправочных коэффициентов, поэтому результат получается несколько точнее грубой оценки в одно арифметическое действие.
Снеговая нагрузка на различных участках крыши
Зачастую считают, что давление снега на скат кровли не зависит от высоты покрова. Это действительно так, но только для свежевыпавшего снега и только для абсолютно герметичных кровель с углом наклона не менее 25%. Во всех остальных случаях неравномерное давление снега начинает сказываться уже через сутки.
Снег в любом случае начинает перемещаться вниз и таять. Большая часть массы уйдет с коньковой поверхности вниз, ближе к свесам. Часть воды затекает в стыки между листами кровли и может намерзать или улавливаться теплоизоляцией. Чем теплее кровля, тем крепче держится снег на ее поверхности. В некоторых случаях используют обогревающие элементы, позволяющие растопить замерзшую воду в самых опасных для крыши местах — центральной части и на свесах.
На рисунке приведена схема прогиба скатной кровли, полученная расчетным способом моделирования на компьютере.
Снеговой заряд на крыше начинает перераспределяться вдоль ската, в первую очередь из-за процесса уплотнения, и во вторую — из-за неравномерной деформации стропильной системы. Центральная часть стропил, самая гибкая и неустойчивая, прогибается, и соответственно, в каждой точке кровли под снеговой нагрузкой меняется угол наклона ската, а значит, на участках, ближе к свесам, увеличивается давление на стропильный каркас.
Часто сбивают с толку данные о количестве и мощности снегового покрова в различных климатических поясах. Эти сведения имеют очень среднее значение, в одних условиях из-за наветренной позиции крыши снега меньше, а с подветренной – больше. Кроме того, на самой крыше имеется масса конструктивных элементов и участков, где снеговая нагрузка значительно выше средней величины. Например, углы ендова, слуховые и мансардные окна.
В этих местах при неудачном направлении ветра может образоваться сугроб в несколько раз выше среднего значения. Самым неприятным явлением в перемещении снеговой массы является скопление на свесах огромных зарядов снега, перемешанных с талой водой. Снеговая нагрузка такой массы может на порядок превышать среднюю характеристику давления снега из справочных данных.
На процесс скопления снега может влиять даже материал кровли. Неплохо сбрасывают снег крыши, крытые металлическим оцинкованным покрытием, металлочерепицей, хуже всего борется со снегом ондулин и битумная черепица, рулонная кровля. Не стоит сбрасывать со счетов и обогрев кровли, устройство снегозадержателей и множество других нюансов, заметно облегчающих жизнь владельцам зданий и сооружений в зимний период.
Поэтому, никогда не помешают рекомендации профессионалов, как при подготовке к проведению ремонтов кровель, так и при строительстве новой кровли.
Уважаемые посетители!
Мы с удовольствием ответим на возникшие вопросы. Для этого Вы можете:
позвонить по номеру: +7 (495) 669 31 74
или отправить сообщение по адресу: info@bta.ru
и получить подробную консультацию.